Блог о кофе и чае - Растворимый кофе класса спешелти — реальность или выдумка? - читать
Ко всем записям

Растворимый кофе класса спешелти — реальность или выдумка?

Дата: 29.07.2022

 
6 мин. на чтение   1090 просмотров
Все темы Индустрия кофе

 

Растворимый кофе класса спешелти — реальность или выдумка?

История растворимого кофе

Тренд на спешелти!

 

Многие наверняка помнят темные жестяные банки растворимого кофе, вроде тех, в которых позже стали продавать пиво. Порошок, находящийся в них, надо было всего лишь залить кипятком, добавить сахар, и вуаля – кофе был готов к употреблению. Быстро, удобно, но... На самом деле, в результате, получался напиток с запахом кофе. Впрочем, тогда и это было большим дефицитом. Да и цена растворимого кофе была намного ниже, чем зернового.

Кофе в зёрнах

Растворимый кофе: дешево и сердито?

Растворимый кофе появился на рынке в начале XX века, во времена научно-технической революции, и стал одним из символов быстрого повышения уровня жизни и ее комфортности. Есть две версии того, кто изобрёл технологию его производства. По одной, им был новозеландский предприниматель Дэвид Стренг, получивший соответствующий патент в 1890-м году, по другой — японский ученый Сатори Като, разработавший через 11 лет свою «версию». Впрочем, новинка, вышедшая в 1909-м году, сенсации на рынке не произвела — получившийся кофе имел неприятный вкус и популярностью не пользовался.

Возможно, о нем вскоре забыли бы, однако, начавшаяся через несколько лет Первая мировая война, дала ему второе рождение. Технология приготовления такого кофе была проста до примитивности, что сделало его очень популярным у солдат всех воюющих армий. Ну, а после окончания войны, на рост его популярности сработали два фактора: привычка и дороговизна натурального кофе в разоренной Европе.

Популярность растворимого кофе

Гранула растворимого кофе. © wikipedia.org


Принято считать, что в процессе своего развития рынок кофе прошел три этапа. И первый1 начался как раз в описываемое нами время, в 20-е годы ХХ века. Европа возвращалась к мирной жизни, быт людей потихоньку организовывался и кофе стал одной из форм проведения досуга — его пили в кафе, дома, в офисах. Качество напитка оставалось очень низким, но ведь и вкусы тогдашних европейцев были невзыскательны, а кошельки не слишком «толстыми».

Однако, быстрый экономический рост в послевоенное время неизбежно вел к повышению уровня жизни, а он, в свою очередь, к увеличению покупательной способности и запросов людей. Появился спрос на качественный растворимый кофе и в полном соответствии с рыночными законами, этот спрос был удовлетворен. Тем более, что для этого был еще один, сопутствующий фактор — избыток кофе в Бразилии2. В «символический» день — 1-го апреля 1938 года компания «Nestle», совместно с правительством этой страны, представило на рынке новый продукт, растворимый кофе «Nescafe».

К началу 60-х годов в Европе, в основном, «зализавшей» военные раны, снова стал расти спрос на качественные продукты и начался второй этап в развитии кофейного рынка и кофейной индустрии – время эспрессо, сетевых кофеен и кофемашин. Время понимания разницы между робустой и арабикой, и между темной и светлой обжаркой. Время появления нового продукта компании «Nestle», сублимированного кофе «Nescafé Gold». Главная характерная черта этого периода — появление осознанного спроса на растворимый кофе.

Растворимый кофе обработанный по технологии “freeze dried”. © wikipedia.org


На следующем этапе «кофейно-рыночных отношений», третьей волны кофе3, который начался в 90-е и длится до сих пор, появился растворимый спешелти кофе, который по вкусу практически не отличается от натурального, приготовленного в кофемашине или вручную. Первенство на этом новом рынке принадлежало компании Sudden Coffee, в 2015-м году выпустившей на рынок одноименный продукт. Вместо традиционно применявшейся для производства растворимого кофе робусты, компания использовала зерна высококачественной арабики. Кроме того, стала применять технологию «фриз-драйд», при которой небольшие партии кофе замораживаются, а затем высушиваются: это называется возгонка или сублимация, когда лёд испаряется, минуя жидкое состояние. Процесс весьма трудоемкий, но результат того стоит — мы получаем кофе отличного качества, просто заливая4 кофейный порошок горячей водой.

Единственный недостаток такого растворимого кофе — цена. За рубежом стоимость одного пакетика составляет примерно 2-4 доллара, а у нас его пока не производят. Но разве это может остановить настоящего кофемана? Во всяком случае, стоит попробовать!

Идея растворимого спешелти кажется интересной, пишите в комментариях, что вы об этом думаете? Если вы уже пили такой кофе, здорово будет если поделитесь впечатлениями.

 

1 О первой волне кофе читайте в статье.

2 Про индустрию кофе в Бразилии рассказали здесь.

Статью о третьей волне кофе читайте здесь.

4 Так же быстро и удобно можно приготовить кофе в дрип-пакете.

Комментарии